ФОРТ ТОТЛЕБЕНА ИЛИ КРЕПОСТЬ "КЕРЧЬ" В ГОРОДЕ КЕРЧЬ

Форт «Тотлебен» или Крепость «Керчь» - единственная хорошо сохранившаяся крепость на Украине. Своим появлением это сооружение обязано позорному окончанию Крымской войны для России. В феврале 1856 года противники заключили перемирие, а 30 марта в Париже был подписан мирный трактат, согласно которому Черное море объявлялось нейтральным, и Россия не могла иметь здесь флот, военные склады и порты. смотреть фото крепости Керчь
Россия должна была как-то защитить свою прибрежную территорию Черного и Азовского моря, в частности, Керченский пролив. Особенно это было актуально после сдачи Севастополя, который не мог снабжаться с Азовского моря. Для этой цели как нельзя лучше подходил мыс Ак-Бурун, расположенный напротив косы Тузла и Таманского полуострова (коса Тузла стала островом только в1925 году). Ширина пролива в этом месте была около километра. Сузив пролив за счет насыпей до пятисот метров и установив форты с двух сторон, можно было закрыть доступ в Керченский пролив. Александр II принял решение о строительстве крепости. Её проектированием занялись лучшие фортификаторы России того времени - генералы Константин Петрович фон Кауфман и Эдуард Иванович Тотлебен. Вывод союзных войск из Керчи затянулся до лета. Только 8 июня ими была оставлена крепость Ени-Кале, а 10 июня - Павловская батарея и Керчь. В апреле 1856 года даются распоряжения о направлении в Керчь инженерного подразделения для съёмки местности, промера глубин и планирования будущих укреплений. В октябре Александр интересуется результатами готовых изысканий, и в Керчь направляется генерал-адъютант и инженер Константин Петрович фон Кауфман для усовершенствования проекта будущей крепости на месте бывшей Павловской батареи. Павловская батарея была построена еще в июле 1771 года, по приказу А.В.Суворова. Это была первая Российская береговая батарея в турецком еще Крыму, названая в честь наследника престола Павла I.

Керчь. Крепость Керчь. Капонир № 12. Въезд в музей   Крепость Керчь. Оконечность Павловского мыса и батарея №1 на насыпном молу   Крепость Керчь. Ворота в Ак-Бурунские укрепления

ВЪЕЗД В КРЕПОСТЬ КЕРЧЬ

 

ПАВЛОВСКИЙ МЫС И БАТАРЕЯ №1

 

АК-БУРУНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ


Проект крепости предусматривал установку 41 пушки, Александр II повелевает вчетверо увеличить мощь укреплений, построив на оконечности Тузлы и на отмели возле Ак-Бурунского мыса два форта на 130 орудий. В начале 1857 года в Керчь прибыл первый отряд военных строителей из семисот человек под командованием полковника Ната. Антон Антонович Нат к тому времени был уже опытным военным инженером. Шестнадцать лет он прослужил на укреплениях черноморской береговой линии, перестроив и усилив многие из них. За участие в многочисленных боях был награжден орденом св. Станислава III степени и золотым оружием с надписью "За храбрость". Но постройка керченских укреплений стала самой масштабной и самой ответственной из порученных ему работ. Началась планировка местности и строительство первых двух казарм. По готовности в них разместили 12 рот Литовского полка (2200 человек). Кроме инженерно-строительных рот на строительстве крепости были заняты ветераны Крымской войны, Виленский и Минский пехотные полки и вольнонаемные строители из ближайших губерний. Строительство подземных укреплений формально не противоречило статьям Парижского договора, хотя велись работы сверх секретно. В 1859 году строящиеся укрепления принимают на вооружение первые 98 пушек.
После этого осенью 1859 года, строительство возглавил лично директор инженерного департамента военного министерства, генерал-адъютант, основоположник русской фортификационной школы Эдуард Иванович Тотлебен. Талантливый военный инженер прославился во время обороны Севастополя, разработав и организовав в городе строительство уникальных оборонительных сооружений буквально из подручного материала, корзин с камнями и мешков с землей, а также разработав и внедрил впервые в мире систему контрмин. К пятидесятилетию Севастопольской кампании Тотлебен был удостоен грандиозного памятника, по сей день украшающего город.

Мыс Павловский, вид на равелин центрального укрепления и Аршинцевскую косу Керчи   Крепость Керчь. Вал центрального казематированного укрепления   Крепость Керчь. Ворота в центральное укрепление (форт Тотлебен) и примыкающие к ним казармы

МЫС ПАВЛОВСКИЙ

 

КРЕПОСТЬ КЕРЧЬ. ВАЛ

 

ВОРОТА В ФОРТ ТОТЛЕБЕН


При строительстве крепости значительная территория под неё была очищена от застройки и по возможности выровнена, при этом были взорваны несколько курганов. Верки крепости строились с использованием валов укрепленного лагеря союзников и цепочек античных курганов. Создателям крепости «Керчь» удалось сделать ее невидимой: все каменные сооружения были засыпаны землей. Часть подземных сооружений была вырублена в толще массива.
Строилась твердыня в основном из местного материала и камня ракушечника. Он оказался отличным материалом, в частности, по причине своей вязкости, структура камня как бы «поглощала» влетающие в него ядро. Ядро не разлетались на осколки и не могли поражать людей. Стены имели значительную толщину, могли долгое время противостоять вражеской артиллерии. В 1858 году, по инициативе Великого Князя Николая Николаевича, генерал-инспектора по инженерной части, организуется исследование строительных материалов в окрестностях Керчи. Инженерная команда с июня 1859 года по апрель 1861 занималась поиском строительных материалов и определением их свойств.
Кроме строительного камня, изыскивалось сырьё для гидравлического цемента и кирпичного производства. Одновременно велись поиски пресной воды и изучались свойства грунта для устройства фундаментов зданий и расположения контрминах галерей. Руководил этой командой инженер-поручик Вейсенгофф. Свою сложную работу он выполнил вполне успешно. Об этом говорит рапорт, строителя крепости полковника А.А. Ната который, отправляя отчёт, составленный поручиком, ходатайствует о его поощрении. Ответственные детали крепостных строений вытесаны из местного так называемого «Кораллового» камня. Это защитные крылья и бойницы капониров, карнизные блоки и половые плиты казарм. Из-за своей неподатливости, он чаще использовался в необработанном, «диком» виде, отчего и получил местное название «дикарь». Во время строительства крепости глыбы дикаря использовали для «наброски» плотины в проливе. Для заграждения пролива ломался верхний слой дикаря у Старого Карантина. Из дикого камня построен волнолом первой морской батареи и крепостного причала, им укрепили от размывания северный берег мыса Ак-Бурун, также южное побережье Керченского залива. Для выделки плит его добывали преимущественно в Аджимушкайских каменоломнях, где плиты отёсывались нагрубо. Начисто плиты обрабатывали на месте употребления. Дикарь, толщиной около десяти сантиметров, добывали вблизи Царского кургана, он в большом количестве использовался для строительства мостовых в крепости. Дороги мостили, ставя куски камня на ребро. Для отсыпки шоссе использовали ноздреватый дикарь, содержащий примесь глины. Такой камень легко дробился в щебень, и плотно слёживался на дороге, благодаря пористости и присутствию глины. Дорожный камень добывали возле хутора Сокол, следов которого давно не видно, но карьер, образовавшийся на месте добычи, сохранился до наших дней. Тонкие слои дикаря ломали с помощью ваг, ломов и молотов, а при добыче глыб монолитного дикаря использовали порох. Бумажные гильзы с пороховым составом закладывались в просверленные в скале скважины диаметром в полтора дюйма. Чтобы взрыв пороха, разрывая толщу скалы, меньше дробил и разбрасывал камень, к артиллерийскому пороху добавляли серу и селитру. Разбавленный порох горел медленнее, снижая дробление осколков, что уменьшало, по свидетельству современника, количество несчастных случаев при взрывах. Плотный дикарь служил также и сырьём для получения самой жирной извести. Но, конечно, основным строительным материалом в Керчи был не дикарь, а камень-ракушечник. Для крепкой штукатурки использовали завозной грунт с острова Санторина. Грунт загружали на корабли как обыкновенный балласт, а в Керчи меняли этот балласт на местный.

Форт Тотлебена в Керчи   Форт Тотлебен в Керчи. Казармы   Крепость Керчь. Ворота Минского люнета с моря

ФОРТ ТОТЛЕБЕНА В КЕРЧИ

 

ФОРТ ТОТЛЕБЕН. КАЗАРМЫ

 

ВОРОТА МИНСКОГО ЛЮНЕТА


В 1861 году Александр II впервые посетил строившуюся крепость. Удовлетворённый ходом работ, он повелел назвать оборонительные люнеты в честь полков, принимавших участие в стройке оных, левый Минским, а правый Виленским, главный форт крепости приказал называть впредь фортом Тотлебена. Увиденное столь впечатлило его, что Государь поздравил полковника Ната и произвёл его в генерал-майоры. В 1863 году Антон Антонович Нат был назначен комендантом и командующим войсками керченских укреплений с оставлением в должности старшего строителя. Через два года, в 1865 году он получил назначение в Технический комитет Главного Инженерного Управления, а в должности строителя керченских укреплений его сменил Карл Эрикович Седергольм, на долю которого пришлось завершение строительства и приведение крепостных верков в состояние боеготовности. В 1867 году керченские укрепления получили статус крепости, а по завершении строительных работ К.Э. Седергольм стал комендантом крепости Керчь. Во время последней русско-турецкой войны он был начальником обороны восточного побережья Черного моря, а в 1882 году был назначен в чине генерал-лейтенанта начальником инженеров финляндского военного округа.
Перед вторым посещением крепости император в мае 1863 года посылает в помощь второй и четвертый батальоны Кубанского Казачьего войска (1669 человек). И в 1863 году Александр вторично приезжает в Керчь, оценивая её готовность к встрече французских броненосцев. Вызвано это было угрозой военной поддержки Францией Польши, стремящейся к отделению от России. Крепость срочно получает дополнительное вооружение. Во время этого посещения, учитывая мнение Э.И. Тотлебена, Александр II отказывается от своей идеи строительства дорогостоящих морских фортов. Принимается проект Тотлебена, предусматривающий мощные береговые батареи и ещё более крепкую оборону с суши.
Это грандиозное сооружение возводили тысячи людей в течении двадцати лет, с 1857 по 1877 годы, Было израсходовано свыше двенадцати миллионов серебряных рублей, больше чем на строившийся в тоже время Кронштадт. Кстати, Кронштадтский форт также носит имя «Тотлебен».
Крепости "Керчь" предназначалось быть единственной опорой Российской империи на Черном море. Керченская крепость более всех пунктов Крымского полуострова была способна к продолжительной и упорной обороне, поэтому Тотлебен высказывал убеждение, что по окончанию всех строительных работ Керчь станет лучшей из существующих крепостей. В крепости имелось большое количество казематированных помещений, в которых могли разместиться на тот момент до 2500 человек гарнизона. Наверху вала хорошо сохранился земляной бруствер (примерно в рост человека), видны места и амбразуры для пушек. Пушки ставились в 3 саженях друг от друга (шесть метров). Основными строительными материалами для казематированных построек послужили камень и кирпич: стены из камня на растворе снаружи отделывались тесанными каменными блоками, на них опирались мощные своды в 4 кирпича общей толщиной 110 см (иногда своды делались каменными той же толщины), прикрытые сверху земляной обсыпкой. Центральное укрепление имело семь казематированных казарм, из которых сохранились четыре. Каждая казарма состояла из 8-10 сводчатых казематов, соединенных в глубине постройки длинной галереей. Кроме казарм имелись также различные казематы дежурных частей, укрытия, что было связано с необходимостью защитить гарнизон крепости от воздействия осадной артиллерии по опыту бомбардировок Севастополя в ходе его обороны в 1854-55 годах. Крепость располагала развитой системой подземных коммуникаций: все капониры и полукапониры были соединены потернами с внутренним двором укреплений, у капониров были предусмотрены выходы в ров, казематы дежурных частей в некоторых случаях располагались в толще вала рядом с капониром или же у выходов из потерны во внутренний двор. Тотлебен очень серьезно относился к прочности, надежности ходов сообщения: потерны давали возможность во время бомбардировки беспрепятственно перемещаться под землей большому количеству людей и тем самым потери уменьшались существенно. Также они имели угол излома - это их делало защищенными от вражеских пуль и давало возможность укрыть и перевязать раненых. Наиболее протяженный тоннель длиной шестьсот метров соединял центральное укрепление и береговые батареи. Выходы из потерн по возможности приближены к расположенным рядом казармам, подходы к ним обвалованы для дополнительной защиты, то есть при проектировании крепости все эти моменты учитывались, и крепостные постройки не просто размещались на местности, а образовывали достаточно сложный комплекс. До минимума было сокращено количество наземных построек. Все жилые и нежилые помещения были казематированы за исключением домов офицерского состава, защищенных валами. Если взглянуть на центральное укрепление, то за его валом со стрелковыми позициями можно увидеть две казематированные казармы. Слева к ним выходят три потерны, ведущие к двум полукапонирам и капониру, простреливавшим ров вдоль левого фланга центрального укрепления и правого фаса равелина. Справа одна потерна ведет на нижний ярус стрелковой позиции центрального укрепления, другая длиной более ста метров к еще одному интересному фортификационному решению: двухуровневому капониру у входящего угла левого фаса Виленского люнета. Дело в том, что ров Виленского люнета проходит гораздо ниже по уровню рва центрального укрепления. Чтобы фланкировать сходящиеся в том месте три участка рва, были построены три полукапонира, причем один из них ниже двух других. А соединены они были несохранившейся до наших дней винтовой лестницей, устроенной в колодце диаметром около десяти метров, к которому и выходит потерна. Потерны внутри облицованы камнем, их ширина 2,7 и высота 2,1 метра.
Пять пороховых погребов общей вместимостью 22 тыс. пудов пороха обеспечивали запас на 56 тыс. выстрелов для орудий, а их интересной особенностью стали двойные стены со специально оставленным воздушным проемом, что было сделано для поддержания необходимого температурного режима хранения пороха. Кроме колодцев для снабжения крепости водой между Передовым и Ак-Бурунским укреплениями были сооружены два расположенных каскадом искусственных пруда, вода из которых очищалась "двойным фильтром английской системы". В 1875 г. были устроены казематированные цистерны на 280 тыс. ведер, имелся также и водоопреснительный аппарат. Здесь даже была «голубиная станция» - специально подразделение, которое обеспечивало связь между войсками с помощью специально обученных голубей.
Лаборатория или мини заводик для изготовления снарядов и тоннельный провиантский магазин под мысом Ак-Бурун – крупнейшее сооружение крепости. Особое внимание уделялось обустройству отхожих мест. Достаточно сказать, что проверяющие, включая Великого князя, не брезговали лично осмотреть эти жизненно важные сооружения. При крепости имелась своя тюрьма и лазарет. Крепость располагала развитой сетью дорог, по состоянию на 1863 год имелась конная железная дорога. Осенью 1899 года было начато сооружение крепостной ветки железной дороги нормальной колеи протяженностью пятнадцать километров, соединявшейся с уже существующей веткой на Камыш-Бурун. Со стороны суши береговые батареи прикрывались большим центральным укреплением, называемым также форт "Тотлебен", к которому примыкали два люнета — Виленский и Минский. Промежуток между Минским люнетом и центральным укреплением перекрывался Литовской батареей. Кроме того, на мысе Ак-Бурун имелось укрепление, соединенное длинной куртиной с фасом Виленского люнета. Длина сухопутного фронта крепости составляла около трёх километров. Вдоль которого шел ров шириной пятнадцать метров и глубиной до пяти, частично вырубленные в скале, фланкировались огнем из 17 капониров и полукапониров, из которых до наших дней сохранились 10. С юго-западного направления вдоль фасов центрального укрепления и его равелина ров был снабжен контрэскарпной стеной арочного типа с галереей, служившей началом для 82 контрминных галерей, а также невысокой, не более двух метров, эскарпной стеной. Каждая из контрминных галерей примерно на пятьдесят метров уходила в сторону эспланады крепости и заканчивалась тремя пятиметровыми минными камерами. Ширина галерей — полтора метра, высота — до двух. Галерея могла снабжаться каменной одеждой в зависимости от грунта, в котором она проходила. Перед рвом был устроен гласис с позициями для стрелков, артиллерии и прикрытым путем, а на границе эспланады крепости были оборудованы передовые позиции. Сухопутный фронт крепости располагал шестью казематированными мортирными батареями, первоначально вооруженными предположительно шести дюймовыми медными нарезными заряжающимися с дула мортирами, которые в 1880-х гг. были заменены более мощными восьми дюймовыми чугунными мортирами образца 1867 года.
Севернее крепости было сооружено трапециевидное в плане замкнутое передовое укрепление с напольным фасом длиной примерно 280 м и горжей в 400 м. Из казематированных построек на этом укреплении находились казарма, два траверса, два полукапонира и горжевой капонир на четыре орудия.
Фронт береговых батарей на Павловском мысе был расширен за счет искусственной постройки от оконечности мыса параллельно фарватеру было построено искусственное основание, на котором возвели морскую батарею в 1865 году № 1 на 17 орудий. Параллельно к батарее № 1 расположена каменная наброска волнолома. Вот ее история: по плану строительства предполагалось просто продолжить берег, но капитан Депп предложил сделать волнолом, о который разбивались бы волны. Его предложение было принято и как видим, до настоящего времени благодаря ему сохранена батарея, до сих пор она не размыта северо-восточными штормами. Всего на Павловском мысе располагались четыре пушечные береговые батареи, в их тылу находились еще две мортирные батареи. Правый фланг приморского фронта, который мог подвергнуться атаке противника с суши, прикрывался Минским люнетом.
Первоначально на береговых батареях крепости были установлены гладкоствольные орудия. По состоянию на май 1863 года строившиеся укрепления имели на вооружении две трехпудовые бомбовые пушки, пятьдесят две 60-фунтовые и три 36-фунтовые пушки, а также двадцать четыре 12- и 6-фунтовые пушки, пудовые и полупудовые единороги, двух и пятипудовые мортиры, карронады. Однако уже к концу 1860 годов гладкоствольные пушки стали вытесняться нарезными артиллерийскими системами, производство которых было начато на отечественных заводах. В частности, на батареях крепости Керчь устанавливались восьми дюймовые (203-мм) береговые пушки образца 1867 года и (со скрепленными стволами, выпуск с 1868 года на Пермском орудийном заводе, на 01.06.1869 из заказанных заводу 28 орудий 11 были изготовлены и готовы к отправке в Керчь).
В августе 1872 года в свой третий и заключительный приезд в Керчь, Александр II с гордостью показывает новую крепость военному посланнику Пруссии. Вот как описывает это посещение императора строитель крепости генерал К. Э. Седергольм «...осмотр крепости Государем Императором ожидался одиннадцатого сего августа. В восемь с четвертью часов утра пароход «Великая Княгиня Ольга» под Императорским Штандартом начал входить в пролив, причём крепость салютовала со всех орудий береговых батарей и точки Р сто одним пушечным выстрелом.
По осмотре войск, Государь Император, в сопровождении Великого Князя Владимира Александровича и Свиты изволил следовать в крепость и, остановившись в десять часов у Ак-Бурунских ворот, по осмотре генерального плана крепости, приказал мне быть с ним в экипаже и объехал Ак-Бурунские укрепления.
Затем Его Императорское Величество, направившись на Виленский люнет, изволил подробно осмотреть капонир номер шесть, коим остался весьма доволен.
После Виленского люнета, по приезде в форт Тотлебен, Государем Императором осмотрен капонир номер три и форт Тотлебен с бастиона Е. Затем, приказав мне вести на взрыв подводных мин, Его Императорское Величество изволил остановиться у двойных ворот на береговые батареи и отсюда с бруствера, сделал обзор всей линии береговых батарей. Оставшись весьма довольным отделкой береговых батарей, Государь Император изволил обратить на них внимание генерала Вердера, потом, следуя вдоль этой линии, изволил осмотреть купольные казематы, обратив внимание генерала Вердера на выемку для них земли туннельным способом.
Затем, остановившись и войдя на бруствер левого фланга береговых батарей, где был избран пункт для установки батареи для взрыва трёх подводных мин в три, четыре с половиной, и пятьдесят пудов, Его Императорское Величество приказал начать взрывы. Все взрывы были вполне удачны и Государь Император в одиннадцать часов, следуя обратно в город, изволил остановиться у Ак-Бурунских ворот и благодарил меня, подав мне руку».
По состоянию на 19 сентября 1876 года в крепости Керчь помимо гладкоствольных имелись 15 одиннадцатидюймовых, 12 девятидюймовых и 33 восьмидюймовых пушек образца 1867 года. 19 двадцатичетырехфунтовых пушек и 20 шестидюймовых мортир. К началу 1877 года число шестидюймовых мортир возросло до 38. В дальнейшем арсенал пополнялся девятидюймовыми 229 миллиметровыми береговыми мортирами образца 1867 и 1877 года. По состоянию на 28.03.1888 год имелись : 8 девятидюймовых. мортир образца 1867 года, 9 образца 1877 года, кроме того, 4 мортиры образца 1867 года находились в особом запасе. С августа 1885 года по июнь 1890 года в крепость Керчь были направлены семь одиннадцатидюймовых чугунных пушек образца 1877 года Пермского завода.
Эффективность воздействия этих орудий по современным им кораблям была достаточно высока. Для одиннадцатидюймовой береговой пушки образца 1867 года дальность стрельбы 225 килограммовым стальным бронебойным снарядом при начальной скорости 389 м/с и угле возвышения 14°54' составляла 5335 метров. Бронебойным снарядом со свинцовой оболочкой эта пушка на малой дистанции могла пробить 305 миллиметровую броню, что было проверено на полигоне при стрельбе по макету отсека английского броненосца "Геркулес". При стрельбе из той же пушки бронебойными снарядами с медными поясками бронебойность возрастала до 360 миллиметров у дула и 280 миллиметров на дистанции два километра. Соответственно, одиннадцатидюймовые пушки образца 1877 года пробивали у дула броню толщиной 420 миллиметров, а 280 миллиметровую броню — на дистанции 5,3 километра. Как такая тяжелая техника доставлялась на мол и там устанавливалась - пока загадка (одиннадцатидюймовая пушка весила более 30 тонн). Некоторые из них можно увидеть и сегодня: они превратились в кнехты для швартовки кораблей на Минном причале.
Крепость Керчь была полностью окончена и приведена в оборонительное состояние к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Однако в дальнейшем мероприятия по усилению и модернизации крепости Керчь проводились в очень незначительном масштабе, и к концу XIX века она уже не отвечала достигнутому прогрессу в развитии артиллерии. Бетоном были усилены лишь некоторые сооружения, которые могли подвергнуться обстрелу с моря: станция минной обороны, выход из коммуникационного тоннеля и ряд вентиляционных колодцев. Из бетона была построена отдельная орудийная позиция у левого фланга Минского люнета. Казематированные постройки крепости не модернизировались и не могли противостоять обстрелу из тяжелых морских или осадных орудий. В начале ХХ века гарнизон крепости вырос до 9000 человек, но в 1905 году она официально переводится в разряд крепостей-складов. После революционных событий 1905 года в казематах форта Тотлебен содержались политзаключенные. В 1909 году статус крепости Керчь был понижен, официально она перестала быть "крепостью" и стала именоваться "Керченские укрепления" с гарнизоном из одной артиллерийской роты, одной минной роты и подразделений боевого и тылового обеспечения. В 1910 году комендантом Керченских укреплений был полковник Степанов Николай Николаевич, он же командовал и артиллерийской ротой. В годы I мировой войны на территории крепости Керчь была построена батарея на шесть Французских пушек Канэ, под номером 2 входившая в керченскую группу береговых батарей. Перед революцией в 1916 году ею командовал, мичман Чихачев Даниил Сергеевич. Первая мировая и гражданская войны для крепости прошли без особых потрясений, там, как и в 1905 году, находись склады. На исходе Гражданской войны от крепостного пирса отходили последние суда белой гвардии. На ее территории некоторое время помещался концлагерь для буржуазии. Первые удары по крепости были нанесены уже в мирное время. В 20-е годы склады разграбили, большинство наземных зданий были разрушены и только в начале 30-х годов там были организованы склады РККА и флота. 16 ноября 1920 года после захвата Красной Армией крепости «Керчь» М.Ф.Фрунзе телеграфировал о прекращении гражданской войны.
В октябре 1926 года относившаяся к армии Керченская артиллерийская группа береговых батарей была расформирована с передачей всех видов вооружения, запасов и имущества флоту. В дальнейшем на территории крепости Керчь располагались подразделения флота, входившие в состав Керченской военно-морской базы, уже упоминавшаяся шестая береговая батарея, на начало 30-х гг. обозначавшаяся как 48 противокатерная батарея имела девять 75-мм пушек. На мысе Ак-Бурун, была база гидроавиации в Павловской бухте, а также различные армейские подразделения: на валу центрального укрепления была построена одна из трех прикрывавших Керчь стационарных зенитных батарей на четыре 76-мм орудия Лендера образца 1915/28 годов. Но в основном сооружения крепости Керчь использовались в качестве складов боеприпасов и различного военного имущества.
В конце октября 1941 года немецкие войска, прорвав оборону частей Приморской и 51-й армий на Ишуньских позициях, вышли на оперативный простор в равнинной части Крыма. Наши войска были вынуждены отступать. Приморская армия отходила к Севастополю, а 51-я — в направлении Керчи, но остановить противника ни на Ак-Монайском рубеже, ни на подступах к Керчи она не смогла. Более того, когда 12 ноября в Керчь прибыл представитель Ставки маршал Г.И. Кулик, управление войсками было полностью потеряно. В городе наблюдалась паника, в стрелковых дивизиях оставалось по 300 человек, говорить о какой-либо обороне было уже невозможно. К тому моменту крепость Керчь уже два дня была в руках противника. При этом Керченская военно-морская база сумела вывезти на Тамань всю материальную часть размещенных в крепости береговых батарей №№ 9 и 48. Каждая шестидюймовая артиллерийская установка весила без малого 15 тонн, но почему-то никто не озаботился уничтожением флотских же складов боеприпасов, где находились три-четыре тысячи тонн крупнокалиберных снарядов и авиабомб, так что неразбериха была та еще…
Правда, через месяц с небольшим, после начала Керченско-Феодосийской десантной операции, немцы отступали с Керченского полуострова столь же поспешно, и склады в крепости невредимыми достались прежнему владельцу. А потом весной произошла катастрофа Крымского фронта. После начала массированных авиационных налетов на город большинство подразделений КВМБ были переведены в крепость Керчь, и к 13 мая 1942 года с подходом противника к городу встала задача эвакуации личного состава базы и уничтожения складов. Образовав вокруг крепости рубеж обороны, ее импровизированный гарнизон; восьмой стрелковый батальон, семнадцатая пулеметная и 354-я инженерные роты КВМБ, сорок шестой отдельный зенитный артдивизион с семью орудиями и 72-я кавалерийская дивизия неполного состава, а также различные подразделения КВМБ и отдельные подразделения отступающих войск под общим командованием военкома КВМБ В.А. Мартынова двое суток (14 и 15 мая), отбивал атаки частей 132-й пехотной дивизии противника, направленные в основном на правый фланг обороняющихся, со стороны Бочарки и Солдатской слободки. А в ночь на 16 мая склады и крепость была заминирована, но взорвана так и не были, что дает нам, потомкам великих воителей, шанс увидеть это великолепное сооружение. Противник захватил почти всю нашу боевую технику и тяжелое вооружение и позже использовал их в борьбе против защитников Севастополя. В послевоенные десятилетия крепость оставалась огромным арсеналом, а в равелине форта размещался дисциплинарный батальон Черноморского флота - одно из самых суровых флотских исправительных учреждений подобного рода в СССР. До этого на территории военного городка была открытая площадка для хранения химического имущества, а рядом - для непригодных бочек с дымовой смесью (1100 штук). Тогда специализированная комиссия указала, что обследование подземных коммуникаций, неимеющих необходимой документации, связано с риском для жизни, и оно не проводилось.
В 2002 году решением Верховного Совета АРК военный городок N 1 в Керчи на мысе Ак-Бурун, где расположена керченская крепость, передан Министерству культуры Крыма. Под музеем "Крепость Керчь" сейчас находится территория в 402 гектара, это интереснейший объект Крыма.

ВСЕ О КЕРЧИ

КОНТАКТЫ

Турагентство Василевского Юрия Александровича занимается бронированием гостиниц и частного сектора в Крыму и рекламой в сети Internet. о нас

Телефоны для бронирования
отелей +7 978 860 41 73

E-mail: simeiz_07@mail.ru

ICQ: 575819584

Skype: yuriy_vasylevsky
Call me!

ФИО: 
Email:
Рейтинг@Mail.ru




Главная страница Карта сайта krim.biz.ua Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте